БЖД для механиков

Контрольные задания часть 1

4. Задание № 2

Требуется определить категорию производственного помещения по взрывопожарной и пожарной опасности, в котором в жидкой фазе находятся (обращаются) два опасных вещества.
Исходные данные к заданию представлены в таблицах 4-1.

Таблица 4-1

Задача № 1

Рассчитать нижний и верхний концентрационные пределы распространения пламени для двухкомпонентной смеси при начальной температуре 250С. Для смесей горючих смесей с негорючими определяется только нижний концентрационный

предел. Проанализировать изменение области воспламенения смеси в сравнении с областью воспламенения каждого компонента. Исходные данные в таблице 5-1.
Таблица 5-1


Задача № 2

Согласно НПБ 105-03 определить категорию производ-ственного помещения по взрывопожарной и пожарной опаснос-ти, в котором размещен технологический блок, содержащий индивидуальное органическое вещество. Исходные данные: вещество, габариты помещения А ?В ? С, м3; масса вещества, находящаяся в технологическом блоке m, кг; плотность вещества, ?г, кг/м3 (табл. 5-3).
Таблица 5-3

Задача № 3

Оценить опасность поражения человека электрическим током при следующих случаях его включения в электрическую цепь (исходные данные приведены в таблице 5-4):
1) однофазном включении в трехфазную сеть с зазе-мленной нейтралью;
2) однофазном включении в трехфазную сеть с изоли-рованной нейтралью: а) при исправной изоляции; б) при поврежденной изоляции.
Привести схемы однофазного прикосновения человека к рассматриваемым электрическим сетям.
Таблица 5 - 4

Задача № 4

Провести следующие расчеты, связанные с безопасностью при эксплуатации сосудов, работающих под давлением:
а) компрессор подает воздух давлением Р2 при начальником давлении сжимаемого воздуха Р1 и температуре t1. В компрессоре применяется компрессорное масло с температурой вспышки tвсп=216°С.
Согласно правилам устройства и безопасной эксплуатации воздушных компрессоров и воздухопроводов, разница между температурой вспышки масла и температурой сжатого воздуха должна быть не менее 75°С.
Определить температуру сжатого воздуха t2 и сделать заключение о возможности эксплуатации компрессора без охлаждения.
б) произошел взрыв баллона с ацетиленом. Определить, при каком давлении произошел взрыв баллона, если толщина стенки баллона S, внутренний диаметр баллона Dв= 200 мм, материал – сталь ст. 20 (допускаемое напряжение [?] = 1470 кгс/см2 ).
По действующим нормам предельное рабочее давление в баллоне должно быть не более 30 кгс/см2.
Исходные данные представлены в таблице 5-5.
Таблица 5-5

Задача № 5

На объекте разрушилась необвалованная емкость, содержащая Gm аварийно химически опасного вещества (АХОВ). Местность открытая, скорость ветра в приземном слое Wв, м/с. На расстоянии Sкм от объекта расположен населенный пункт.
Определить размеры (глубину, ширину и площадь) зоны химического заражения и время подхода облака зараженного воздуха к населенному пункту.
Исходные данные представлены в таблице 5-6.

Задача № 6

Определить количество пеногенераторов, порошка и воды, потребное для тушения горючей жидкости, заполняющей резервуар диаметром Dм. Составить эскиз пеногенератор ПГ-50, описать его устройство и принцип действия.
Исходные данные представлены в таблице 5-11.
Таблица 5-11

 

Контрольные задания часть 2

Задание 2

Требуется определить категорию производственного помещения по взрывопожарной и пожарной опасности, в котором в жидкой фазе находятся (обращаются) два опасных вещества.

Задача № 1

Рассчитать нижний и верхний концентрационные пределы распространения пламени для двухкомпонентной смеси при начальной температуре 250С. Для смесей горючих смесей с негорючими определяется только нижний концентрационный предел. Проанализировать изменение области воспламенения смеси в сравнении с областью воспламенения каждого компонента.


Задача №2

Согласно НПБ 105-03 определить категорию производ¬ственного помещения по взрывопожарной и пожарной опасности, в котором размещен технологический блок, содержащий индивидуальное органическое вещество. Исходные данные вещество: габариты помещения А хВ х С, м; масса вещества, находящаяся в технологическом блоке m, кг; плотность вещества, рг, кг/м3 (табл. 10).

Задача №3

Оценить опасность поражения человека электрическим током при следующих случаях его включения в электрическую цепь (исходные данные приведены в таблице 5-4):
1) однофазном включении в трехфазную сеть с заземленной нейтралью;
2) однофазном включении в трехфазную сеть с изолированной нейтралью:
а) при исправной изоляции;
б) при поврежденной изоляции.
Привести схемы однофазного прикосновения человека к рассматриваемым электрическим сетям.

Задача № 4

Провести следующие расчеты, связанные с безопасностью при эксплуатации сосудов, работающих под давлением:
а) компрессор подает воздух давлением Р2 при начальником давлении сжимаемого воздуха Р1 и температуре t1. В компрессоре применяется компрессорное масло с температурой вспышки tвсп=216°С.
Согласно правилам устройства и безопасной эксплуатации воздушных компрессоров и воздухопроводов, разница между температурой вспышки масла и температурой сжатого воздуха должна быть не менее 75°С.
Определить температуру сжатого воздуха t2 и сделать заключение о возможности эксплуатации компрессора без охлаждения.
б) произошел взрыв баллона с ацетиленом. Определить, при каком давлении произошел взрыв баллона, если толщина стенки баллона S, внутренний диаметр баллона Dв= 200 мм, материал – сталь ст. 20 (допускаемое напряжение [?] = 1470 кгс/см2 ).
По действующим нормам предельное рабочее давление в баллоне должно быть не более 30 кгс/см2.

Задача №5

На объекте разрушилась необвалованная емкость, содержащая Gm аварийно химически опасного вещества (АХОВ). Местность открытая, скорость ветра в приземном слое W, м/с. На расстоянии Sкм от объекта расположен населенный пункт.
Определить размеры (глубину, ширину и площадь) зоны химического заражения и время подхода облака зараженного воздуха к населенному пункту.

Задача № 6

Определить количество пеногенераторов, порошка и воды, потребное для тушения горючей жидкости, заполняющей резервуар диаметром Dм. Составить эскиз пеногенератор ПГ-50, описать его устройство и принцип действия.
Исходные данные представлены в таблице 18.
Таблица 18

   

Вопросы

1. Действия электрического тока на организм человека. Виды поражения человека электрическим током.
2. Схемы включения человека в цепь тока. Напряжение прикосновения, шаговое напряжение.
3. Профилактика электротравматизма защитное заземление, защитное зануление, защитное отключение.
4. Установка, регистрация, техническое освидетельствование и разрешение на эксплуатацию сосудов, работающих под давлением. Испытания сосудов.
5. Баллоны для сжатых, сжиженных и растворенных газов. Устройство, маркировка, освидетельствование и эксплуатация баллонов.
6. Трубопроводы в химической промышленности. Трубопроводная арматура и тепловая изоляция. Окраска трубопроводов и арматуры. Освидетельствование трубопроводов. Требования безопасности при эксплуатации трубопроводов.
7. Методы и средства предупреждения повышения давления в аппаратах и трубопроводах. Предохранительные клапаны (ПК) и предохранительные мембраны (ПМ), их расчет.
8. Требования безопасности к проведению погрузочно-разгрузочных работ. Требования безопасности при погрузке и перевозке грузов автотранспортом.
9. Основные требования безопасности, предъявляемые к устройству транспортных и грузоподъемных средств. Организация безопасного проведения работ по перемещению грузов. Организация надзора на предприятиях за безопасной эксплуатацией грузоподъемных средств.
10. Опасности, вызываемые движением различных видов транспорта и применением грузоподъемных средств на предприятии и в цехах. Опасные зоны. Оградительные и предупредительные средства, блокировочные и сигнальные устройства, система дистанционного управления.
11. Условия и виды горения. Показатели пожаро- и взрывоопасности веществ. Горение газообразных, жидких и твердых веществ. Самовозгорание веществ.
12. Категорирование производственных помещений и зданий по пожаро- и взрывоопасности (НПБ 105-03).
13. Огнестойкость строительных конструкций и материалов. Противопожарные преграды. Обеспечение безопасной эвакуации людей.
14. Основные требования к аппаратурному оформлению взрывопожароопасных процессов. Требования к системам контроля, управления и автоматической противоаварийной защите пожаро- и взрывоопасных технологических процессов.
15. Предупреждение взрыва внутри технологических аппаратов. Классификация взрывоопасных и пожароопасных зон.
16. Классификация средств пожаротушения. Устройства и установки пожаротушения: огнетушители, полустационарные и стационарные установки пожаротушения.
17. Спринклерное и дренчерное оборудование помещений. Система пожарного водопровода.
18. Системы и устройства пожарной сигнализации. Выбор автоматических пожарных извещателей в зависимости от назначения помещений.
19. Освещение помещений пожаро- и взрывоопасных производств. Взрывозащищенное электрооборудование и его выбор. Степени защищенности оболочек электрооборудования.
20. Открытое пламя и нагретые поверхности – источники воспламенения. Предупреждение пожаров и взрывов при проведении огневых работ.
21. Чрезвычайные ситуации мирного (ЧСМВр) и военного (ЧСВВр) времени, их классификация. Производственные аварии и катастрофы на промышленных предприятиях. Потенциально опасные технологические процессы.
22. Основные причины возникновения аварийных ситуаций и технологические методы снижения опасности. Первичные и вторичные поражающие факторы. Характерные особенности аварий на химических предприятиях.
23. Стихийные бедствия. Их краткая характеристика и поражающие факторы. Влияние производственных аварий и стихийных бедствий на состояние среды обитания человека.
24. Чрезвычайные ситуации военного времени. Современные средства поражения, их воздействие на объекты и людей.
25. Оценка радиационной и химической обстановки в мирное и военное время. Очаг комбинированного поражения (ОКП). Особенности оценки обстановки в очаге комбинированного поражения.
26. Сущность устойчивости функционирования объектов и систем в чрезвычайных ситуациях, факторы, определяющие устойчивость. Особенности требований к устойчивости объектов химической промышленности.
27. Определение фактической устойчивости объектов, технических систем и технологических процессов в чрезвычайных ситуациях. Методы и средства повышения устойчивости функционирования.
28. Принципы защиты населения в условиях ЧС. Основные направления деятельности по предупреждению возникновения, ликвидации и снижению ущерба от чрезвычайных ситуаций.
29. Защитные сооружения, их назначение и краткая характеристика. Общее устройство и оборудование убежищ, противорадиационных и индивидуальных укрытий. Обслуживание защитных сооружений в военное и мирное время.
30. Эвакомероприятия. Организация и проведение эвакомероприятий в мирное и военное время. Виды обеспечения эвакомероприятий и их назначение.
31. Организация и проведение спасательных и других неотложных работ (СНР). Меры безопасности при проведении СНР. Оказание первой медицинской помощи.
32. Определение материального ущерба, числа жертв и травм в ЧС. Разработка плана ремонтно-восстановительных работ на промышленном объекте.
33. Организация работ по обеззараживанию сооружений, техники, местности, одежды и СИЗ. Дезактивация, дегозация, дезинфекция.
34. Санитарная обработка. Нормы расходов обеззараживающих веществ. Меры безопасности при проведении работ по обеззараживанию.

   

Общая теория

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) – общепрофессиональная дисциплина, в которой рассматриваются вопросы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, природной) и способы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.
В процессе обучения у студентов формируются представления о неразрывном единстве эффективности профессиональной деятельности с требованиями безопасности и защиты человека в процессе труда. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.
Основная задача дисциплины – дать обучаемым теоретические знания и практические навыки, необходимые:
? для создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
? для идентификации негативных воздействий среды обитания;
? для разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
? для проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями безопасности;
? для обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;
? для прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;
? для принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
В дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (ч. 2) студенты изучают:
- основы промышленной безопасности;
- основы пожарной профилактики;
- вопросы защиты в чрезвычайных ситуациях.
В результате изучения этих разделов будущий специалист должен:
- уметь осуществлять на практике мероприятия, направленные на сокращение производственного травматизма;
- уметь обеспечивать электробезопасные условия труда на рабочем месте, безопасность при эксплуатации сосудов и оборудования, работающих под давлением, и безопасность при эксплуатации грузоподъемных и транспортных средств;
- эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;
- уметь разрабатывать мероприятия по повышению безопасности производственной деятельности;
- уметь планировать мероприятия по защите производственного персонала в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других
неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.


Рекомендуемая литература

Основная
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В.Белов, А.В.Ильницкая, А.Ф.Козьяков и др.; под общ. ред. С.В.Белова. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2001.- 485 с.
2. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Учебное пособие для вузов /П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л.Пономарев и др. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2002. – 319 с.
3. Девисилов В.А. Охрана труда: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2005. – 448 с.
4. Чепегин И.В. Безопасность жизнедеятельности. Ч.4. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени: Учеб. пособие. - Казан. гос. технол. ун-т. Казань, 2005. – 264 с.

Дополнительная
1. Охрана труда в химической промышленности / Г.В.Макаров, А.Я.Васин, Л.К.Маринина и др. – М.: Химия, 1989. – 496 с.
2. Атаманюк В.Г., Ширшев Л.Г., Акимов Н.И. Гражданская оборона: Учебник для вузов. Под ред. Д.И.Михайлика. - М.: Высшая школа, 1986. – 207 с.
3. НПБ 105-03. Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной и пожарной опасности. – М.: ГУГПС МЧС России, 2003. – 47 с.
4. ПБ 09-540-03. Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств.
5. ГОСТ Р 12.3.047 – 98 Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля.
6. Закон РФ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.(№ 68-ФЗ от21.12.94 г.).

2 Методические указания по выполнению
контрольной работы № 2

В соответствии с учебным планом при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» каждый студент заочной формы обучения выполняет две контрольные работы ( № 1 и № 2). Контрольные работы содержат ответы на теоретические вопросы (по 2 вопроса), выполнение заданий (по 1 заданию), решение задач (по 1 задаче). Контрольные работы выполняются студентами в течение семестра и высылаются в адрес университета на проверку (рецензирование) преподавателем. Успешное выполнение контрольных работ является обязательным условием допуска студента к сдаче экзамена по БЖД.
Вариант контрольной работы № 2 выбирается по двум признакам: начальной букве фамилии студента и последней цифре шифра, закрепленного за студентом (в соответствии с таблицей 2-1).
Например, фамилия студента Гайсин Н.М., шифр 127601. В таблице 2-1 на пересечении строки «В, Г» со столбцом «1» находим вариант контрольных работ – 13.
Содержание контрольной работы № 2 в соответствии с выбранным вариантом представлено в таблицах 2-2.

К контрольным работам предъявляются следующие требования:
1) работа должна быть выполнена полностью и аккуратно оформлена;
2) текст работы может быть рукописным или машинописным;
3) все страницы должны быть пронумерованы и на каждой оставлены поля (25-30 мм) для замечаний рецензента;
4) необходимые схемы и чертежи должны выполняться с использованием чертежных принадлежностей;
5) титульный лист работы оформляется в соответствии с образцом, приведенном в приложении 1. На первой странице необходимо указать вариант контрольной работы и его содержание, в конце работы приводится список использованной литературы, составленный в соответствии с библиографическими требованиями;
6) выполненная работа в конце обязательно подписывается студентом с указанием даты ее выполнения;
7) работа, оформленная с нарушением перечисленных требований, к рассмотрению не принимается.



   
Яндекс.Метрика Rambler's Top100 www.megastock.com Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 000000000000
Проверить аттестат