20-6-1 Основные сведения из аэродинамики

Задача 20-6-1-1. Дайте определение  поверхностной силы, возникающей в движущейся жидкой среде.


Задача 20-6-1-2. Каков характер силового воздействия газообразной среды на движущийся в ней летательный аппарат?


Задача 20-6-1-3. Назовите характерные особенности ламинарного и турбулентного движений жидкости.


Задача 20-6-1-4. Объясните происхождение сил трения в ламинарном и турбулентном потоках.


Задача 20-6-1-5. Каковы особенности движения жидкости в пограничном слое, образующемся около твердого тела?


Задача 20-6-1-6. Исследования показывают, что течение жидкости на некотором удалении от поверхности тела турбулентное. Можно ли утверждать, что такое же течение имеется и  в  пристеночной области?


Задача 20-6-1-7. Определите силу трения, требующуюся (в условиях установившегося движения) для протягивания пластинки толщиной б=1 мм со скоростью V = 1,2 м/с через полость между двумя другими пластинками (стенками), расположенными на расстоянии Н = 4 мм друг от друга. Движущаяся пластинка имеет площадь в плане S = 6 м2 и расположена на расстоянии h1 = 0,5 мм от одной из стенок; полость заполнена глицерином.
Скачать решение задачи 20-6-1-7 (цена 50р)


Задача 20-6-1-8. На рис. 1.1, а показаны главный вектор RA аэродинамических сил и главный вектор М момента этих сил, действующие на модель летательного аппарата, обтекаемого потоком газа со скоростью V, (центр масс О на рисунке - точка при ведения, относительно которой вычислен момент). Покажите схемы расположения аналогичных векторов RA и М для двух таких же моделей летательных аппаратов, закрепленных в аэродинамических трубах так, как показано на рис. 1.1, б, и в. Места крепления этих моделей совпадают с точками приведения А и В, относительно которых определяется момент.

 На рис. 1.1, а показаны главный вектор RA аэродинамических сил и главный вектор М момента этих сил

Рис. 1.1. - Схема  аэродинамических сил и моментов: а - свободнолетящая модель ; б, в - крепление модели 1 на державке 2


Задача 20-6-1-9 На рис. 1.2 показан общий случай (б) взаимного расположения скоростной и связанной систем координат, применяющихся в аэродинамике. Для перехода от системы координат х, у, z системе x1, y1, z1 необходимо знать три угла Эйлера (рис. 1.2, а). Однако для пересчета аэродинамических сил и моментов, полученных в скоростной ха, уа, zа системе координат, на соответствующие их значения в связанных осях х, у, z достаточно иметь известными лишь два угла: а и b (угол атаки и угол скольжения, рис. 1.2, б). Объясните, почему возможен такой пересчет.

 На рис. 1.2 показан общий случай (б) взаимного расположения скоростной и связанной систем координат,

Рис. 1.2. Системы координат


Задача 20-6-1-10. Дайте определения углов атаки а и скольжения р. В соответствии с этими определениями  покажите графически относительное расположение скоростной и связанной систем координат, а также углов а и р в следующих случаях движения летательного аппарата: 1) без скольжения, но под углом атаки; 2) со скольжением под нулевым углом атаки.


Задача 20-6-1-11. На рис. 1.3 показана наиболее общая схема действующих на летательный аппарат аэродинамических сил и моментов в скоростной ха, уа, zа и связанной х, у, z системах координат. В соответствии с этой схемой при наличии углов атаки а и скольжения b такими силами являются лобовое сопротивление Ха, аэродинамическая подъемная сила Rа боковая сила Zа (проекции вектора Ra на оси скоростной системы), а моментами - Мха, Мyа, Мzа (соответственно моменты крена, рыскания и тангажа, являющиеся проекциями момента М на те же оси ха, уа, zа). Если рассмотреть связанные с летательным аппаратом оси, то действующими силами будут X, У, Z - осевая (продольная), нормальная и поперечная силы (проекции вектора M соответственно на оси  х, у, z), а моментами - Мх, Му, Мz (моменты крена, рыскания и тангажа), являющиеся проекциями вектора М соответственно на те же оси х, у, г. Выведите формулы пересчета сил и моментов из связанной системы координат в скоростную и наоборот. Начертите соответствующую схему для случаев движения летательного аппарата, указанных в задаче, при условии, что конструкция такого аппарата симметрична относительно горизонтальной и вертикальной плоскостей, проходящих через его продольную ось.

 На рис. 1.3 показана наиболее общая схема действующих на летательный аппарат аэродинамических сил и моментов в скоростной ха, уа, zа и связанной х, у, z системах координат. В соответствии с этой схемой при наличии у

Рис. 1.3. Силы и моменты, действующие на летательный аппарат


Задача 20-6-1-12. На рис. 1.4 изображена схема действующих на осесимметричное тело сил и моментов в связанных х, у, z и скоростных ха, уа, zа координатах. На этом же рисунке указаны углы атаки а и скольжения р. Изобразите систему координат, связанную с пространственным углом атаки ап, при обтекании того же тела вращения и найдите значение этого угла.

. На рис. 1.4 изображена схема действующих на осесимметричное тело сил и моментов в связанных

Рис. 1.4. Схема для расчета сил и моментов, действующих на тело вращения


Задача 20-6-1-13. На рис. 1.5 показаны два одинаковых оперенных тела вращения и действующие на них осевые силы R1 и R2, возникающие при обтекании этих тел под разными углами атаки. Наличие силы R1 (рис. 1.5, а) вполне объяснимо, так как не противоречит понятию возникновения сопротивления; возникновение силы R2 (рис. 1.5, б) кажется неправдоподобным, так как она как бы представляет собой некую подталкивающую силу. В действительности на обтекаемое тело действует сила лобового сопротивления Х02 (или Х01 - рис. 1.5, а). Объясните, чем отличаются осевая сила и лобовое сопротивление; покажите схему силового воздействия при обтекании каждого обтекаемого тела в скоростной и связанной системах координат.

. В действительности на обтекаемое тело действует сила лобового сопротивления

Рис. 1.5. Силы, действующие на тело вращения с оперением


Задача 20-6-1-14. В соответствии со схемой силового воздействия на летательный аппарат (рис. 1.6) напишите выражения для определения подъемной силы Yа в зависимости от продольной и нормальной сил X, Y, а для нормальной силы Y - в зависимости от лобового сопротивления Ха и подъемной силы Уа. Найдите соотношения, определяющие Yа и Y как линейные и квадратные функции угла атаки а.

В соответствии со схемой силового воздействия на летательный аппарат (рис. 1.6) напишите выражения для определения подъемной силы

Рис. 1.6. Схема силового воздействия на летательный аппарат


Задача 20-6-1-15. Теоретическим или экспериментальным путем найдены составляющие Мх, Му, Мz аэродинамического момента М в связанных координатах. Определите по этим составляющим проекции того же момента в скоростной системе координат. Рассмотрите при этом частные случаи, характеризующие движение без скольжения, а также движение со скольжением под нулевым углом атаки.


Задача 20-6-1-16. Дайте определение коэффициентов аэродинамических сил и объясните их смысл.


Задача 20-6-1-17. Пользуясь методами анализа размерностей, определите общий вид зависимости для коэффициента сопротивления тела, движущегося в атмосфере.


Задача 20-6-1-18. Для одного и того же летательного аппарата рассчитаны коэффициенты лобового сопротивления. Один из коэффициентов схаг определен по площади наибольшего поперечного сечения SМИД корпуса, а другой сха2 - по площади S крыла в плане. Найдите зависимость между этими коэффициентами.


Задача 20-6-1-19. В соответствии со схемой (рис. 1.7) напишите выражения для коэффициента подъемной силы суа летательного аппарата в скоростной системе координат в функции коэффициентов нормальной су и продольной сх сил в связанных осях координат. При этом учтите, что коэффициенты су, сх рассчитаны соответственно по площадям S, SМИД, а коэффициент суа должен быть вычислен по значению S.


Задача 20-6-1-20. В результате экспериментальных исследований в аэродинамической трубе измерен момент тангажа Мz относительно поперечной оси, проходящей через точку A в кормовой части модели (рис. 1.7). По этому значению момента вычислен аэродинамический коэффициент т, рассчитанный по площади Sмил и длине модели хк. Зная mz, найдите соответствующее значение коэффициента момента тангажа относительно оси, проходящей через другую точку О, при условии, что этот коэффициент должен быть рассчитан по хорде b крыла и его площади S в плане.

. В результате экспериментальных исследований в аэродинамической трубе измерен момент тангажа Мz относительно поперечной оси

Рис. 1.7. Схема летательного аппарата с прямоугольной несущей поверхностью и треугольным оперением


Задача 20-6-1-21. В соответствии со схемой (рис. 1.7) найдите выражения для определения коэффициента момента крена mха в скоростной системе координат через коэффициенты моментов тангажа mz, рыскания mу и крена mх в связанной системе координат при условии, что mх относится к площади S крыла и его размаху, а коэффициенты в связанной системе - к геометрическим размерам S.


Задача 20-6-1-22. Назовите основные геометрические параметры, которые обычно применяются при расчете аэродинамических коэффициентов летательных аппаратов самолетных схем.


Задача 20-6-1-23. Что представляет собой средняя аэродинамическая хорда (САХ) крыла?


Задача 20-6-1-24. Известен аэродинамический коэффициент силы (или момента), а также высота и скорость движения летательного аппарата. Можно ли определить по этим данным соответствующую силу или момент?


Задача 20-6-1-25. Найдены составляющие коэффициента лобового сопротивления летательного аппарата в виде тела вращения, изображенного на рис. 1.8, т. е. сxp = 0,2 (коэффициент сопротивления от давления, рассчитанный по  миделеву сечению SМИД тела); сх1 = 0,01 (коэффициент сопротивления трения по боковой поверхности SП); схдон = 0.3 (коэффициент донного сопротивления, вычисленный по площади Sдон донного среза). Определите полный коэффициент лобового сопротивления тела вращения при условии, что SМИД/Sп = 0,1, Sмид/Sдон = 1.2.

Найдены составляющие коэффициента лобового сопротивления летательного аппарата в виде тела вращения, изображенного на рис

Рис.1.8 - Характерные площади для тела вращения


Задача 20-6-1-26. На рис. 1.9, а, б показаны схемы трех изолированных крыльев прямоугольной 1, трапециевидной 2 и треугольной 3 форм. В соответствии с размерами этих крыльев определите их удлинение и сужение.

На рис. 1.9, а, б показаны схемы трех изолированных крыльев прямоугольной 1, трапециевидной 2 и треугольной 3 форм

Рис. 1.9. Схемы изолированных крыльев


Задача 20-6-1-27. В соответствии с обозначениями и конкретными размерами шестиугольного крыла (рис. 1.10) (b0= 1; bк = 0,2; l = 5) найдите числовое значение для средней аэродинамической хорды этого крыла.

 В соответствии с обозначениями и конкретными размерами шестиугольного крыла

Рис. 1.10. Схема крыла шестиугольной формы в плане


Задача 20-6-1-28. Для несимметричного профиля крыла (рис. 1.11) экспериментальным путем найдена зависимость между коэффициентами аэродинамической нормальной силы су и аэродинамического момента тангажа mx относительно точки О передней кромки (эта зависимость графически показана на том же рисунке). Для заданных условий определите коэффициент центра давления сд = хд/b и безразмерную координату фокуса по углу атаки х = хf/b.

Для несимметричного профиля крыла (рис. 1.11) экспериментальным путем найдена зависимость между коэффициентами аэродинамической нормальной силы су и аэродинамического момента тангажа mx относительно точки

Рис. 1.11. Несимметричный профиль крыла


Задача 20-6-1-29. На рис. 1.12 изображены поляры двух профилей крыла. Покажите, какой будет соответствующая форма этих профилей, и определите для каждого из них непосредственно по рисунку максимальное качество, наивыгоднейший угол атаки, максимальный коэффициент аэродинамической подъемной силы и критический угол атаки.

На рис. 1.12 изображены поляры двух профилей крыла. Покажите, какой будет соответствующая форма этих профилей

Рис. 1.12. Поляры профилей крыла


Задача 20-6-1-30. В результате экспериментальных исследований тела вращения в аэродинамической трубе определен коэффициент центра давления c = хд/хк. Это тело используется в качестве летательного аппарата в трех случаях, для каждого из которых взаимное расположение центров масс и давления показано на рис. 1.13, а, б, в. Объясните, почему происходит такое смещение этих центров относительно друг друга. Что характерно для продольной статической устойчивости таких летательных аппаратов?

В результате экспериментальных исследований тела вращения в аэродинамической трубе определен коэффициент

Рис. 1.13. Схема взаимного положения центров масс и давлений тела вращения


Задача 20-6-1-31. Определите запас статической устойчивости конического тела с углом b = 15°, высотой хк = 4 м, выполненного из сплошного материала и движущегося ео сверхзвуковой скоростью. Найдите длину h0 пустотелой стабилизирующей «юбки», обеспечивающую отрицательный запас статической устойчивости Y = 20%.


Задача 20-6-1-32. Тонкое длинное тело вращения (рис. 1.14) обтекается сверхзвуковым линеаризованным потоком под малым углом атаки а = 5°С. Определите запас статической устойчивости этого тела, изготовленного из сплошного материала, приняв dмил = 1, хмил = 5, хn = 25, ххр = 5, Sдон = 1,2.

Тонкое длинное тело вращения (рис. 1.14) обтекается сверхзвуковым линеаризованным потоком под малым углом

Рис. 1.14. Летательный аппарат в виде тонкого тела вращения


Задача 20-6-1-33. Как изменится скорость самолета, поднимающегося с высоты Н = 5 км на высоту Н = 15 км, при сохранении угла атаки и подъемной силы? Полет совершается  е умеренными дозвуковыми  скоростями.
Скачать решение задачи 20-6-1-33 (цена 50р)


Задача 20-6-1-34. В чем состоит особенность аэродинамики больших скоростей, обусловленная свойством газовой среды изменять плотность в зависимости от давления?


Задача 20-6-1-35. Назовите примерную последовательность и характер физико-химических превращений в воздухе, движущемся с очень большими сверхзвуковыми скоростями и подвергающемся торможению в скачке уплотнения.


Задача 20-6-1-36. В результате диссоциации газа из общего количества m двухатомных молекул распалось n. Какова степень диссоциации в этом случае?


Задача 20-6-1-37. Давление диссоциирующего газа уменьшается, а температура сохраняется постоянной. Как изменяется степень диссоциации?


Задача 20-6-1-38. Как изменяется удельная теплоемкость воздуха при увеличении его температуры?


Задача 20-6-1-39. Назовите параметры газа, от которых зависят динамическая вязкость и теплопроводность, при отсутствии диссоциации и для диссоциированного газа (укажите правильный ответ из числа приведенных в табл. 1.1, где Т - температура, р - давление).


Задача 20-6-1-40. Определите ошибку, допущенную в вычислении удельной теплоемкости воздуха при Т = 5000 К и р = 104 Па по зависимостям, не учитывающим равновесную диссоциацию.
Скачать решение задачи 20-6-1-40 (цена 50р)


Задача 20-6-1-41. Давление в диссоциированном воздухе при температуре Т = 4000 К уменьшается с 105 до 103 Па. Как изменяется его плотность?
Скачать решение задачи 20-6-1-41 (цена 50р)


Задача 20-6-1-42. Как изменяется средняя молярная масса воздуха при изменении его температуры и давления?


Задача 20-6-1-43. Вычислите скорость звука в воздухе, нагретом до температуры Т = 3500 К и находящемся под давлением р = 103 Па. Сравните полученное значение со скоростью звука в предположении, что удельные теплоемкости постоянны или изменяются при отсутствии диссоциации.
Скачать решение задачи 20-6-1-43 (цена 50р)


Задача 20-6-1-44. Воздух нагрет до температуры Т = 4000 К при давлении р= 104 Па. Определите его энтальпию с учетом диссоциации и сравните полученное значение со значениями для случаев постоянных теплоемкостей (k = 1,4) и переменных их значений, зависящих только от температуры (недиссоциированная среда).
Скачать решение задачи 20-6-1-44(цена 50р)


Задача 20-6-1-45. В аэродинамике больших скоростей для упрощения  исследований обтекания тел вместо воздуха, представляющего собой сложную химически реагирующую газовую среду, используют его двухатомную модель. Объясните, что представляет собой такая модель воздуха.


Задача 20-6-1-46. Для заданных давления р = 103 Па и температуры Т = 3000 К определите степень равновесной диссоциации кислорода, рассматривая его как условный двухатомный диссоциирующий газ.
Скачать решение задачи 20-6-1-46 (цена 50р)


Задача 20-6-1-47. Определите среднюю молярную массу двухатомной модели азота при давлении р = 103 Па и температуре Т = 5000 К.
Скачать решение задачи 20-6-1-47 (цена 50р)


Задача 20-6-1-48. При давлении р = 103 Па степень диссоциации азота а = 0,5. Рассматривая его как двухатомную модель диссоциирующего газа, определите плотность, температуру, энтальпию и внутреннюю энергию.
Скачать решение задачи 20-6-1-48 (цена 50р)


Задача 20-6-1-49. Для воздуха, рассматриваемого в виде смеси диссоциирующих чистых двухатомных газов N2 и О2, известны давление р = 103 Па и температура Т = 4500 К. Определите степень диссоциации и термодинамические параметры разогретого воздуха.
Скачать решение задачи 20-6-1-49 (цена 50р)


Задача 20-6-1-50. Для условий задачи 1.49 (степени диссоциации кислорода и азота в воздушной смеси, энтальпии ее равновесной диссоциации) определите среднюю молярную массу и динамическую вязкость воздуха.



Ваша корзина пуста.

Мы в контакте

Моментальная оплата
Моментальная оплата
руб.
счёт 410011542374890.